Представитель руководства по качеству: иметь или не иметь?

Представитель руководства по качеству ранее и в некоторых стандартах сейчас, например, ГОСТ РВ – ключевая фигура, наделенная полномочиями и ответственностью в системе управления качеством организации. Его задача состоит в том, чтобы обеспечить соответствие продукции или услуг компании установленным стандартам качества и требованиям законодательства на системной основе, а также руководить процессом постоянного улучшения.

Представитель руководства по качеству: иметь или не иметь?

В версии стандарта ISO 9001 2015 года наличие требования назначать представителя руководства по качеству иcчезло. Компании, в которых представитель руководства по качеству (далее: ПРК) успешно функционировал, конечно, «отменять» его функции не стали. А вот организации, которые внедряют системы менеджмента качества после 2015 года, имеют выбор о назначении или отказе от ПРК.  Давайте рассмотрим в данной статье, какие аспекты стоит рассмотреть при принятии такого решения.

Аргументы «под вопросом»

Первая обсуждаемая функция, которую обычно выполняет представителя руководства по качеству – это разработка и утверждение политики в области качества. Политика в области качества согласно требований «определяет стратегические направления организации» на основании анализа контекста. Так как контекст рассматривает не только вопросы соответствия продукции и услуг критериям качества и существующим нормативно-правовым актам, а в целом все факторы влияния на успех организации, получается, что анализ контекста и принятие стратегических направлений– коллективная работа. Было бы неправильно поручать основополагающие решения одному человеку. А если на практике это не так, то политика становится формальностью.

В целом, вопрос совместной работы и ответственности, например, за результативные и эффективные процессы, за нахождение корневых причин и назначение мероприятий по улучшению по несоответствиям – самый главный аргумент «против» централизованной ответственности и наличие представителя руководства по качеству в организации.

Представитель руководства по качеству: иметь или не иметь?

Вторая область ответственности, которая поручается представителю руководства по качеству – это организация контроля качества, внедрение результативной программы производственного контроля в соответствие с требованиями потребителей. Представитель руководства по качеству устанавливает систему контроля качества, несет ответственность и координирует процесс работы с рекламациями. Контроль качества – самостоятельная функция, аналогично, например, технологическому сопровождению. Если ответственный за контроль качества обладает юридической и/или фактической независимостью, то созданы хорошие предпосылки для осуществления контроля и качественной работы рекламации. Таким образом, дополнительный руководитель в виде ПРК на функции контроля качества также не нужен.

Однако, есть и много аргументов  «за» представителя руководства по качеству.

Аргументы «ЗА» представителя руководства по качеству

Главная польза от централизованной ответственности за менеджмент качества заключается в том, что ответственный за менеджмент качества имеет (или может приобрети) глубокие компетенции по системе и методам менеджмента качества. Поддержание СМК – основная задача, в этой связи есть заинтересованность и предпосылки развивать компетенции, обучать руководителей процессов, подрядчиков менеджменту качества. Согласитесь, что когда функция поддержания системы менеджмента качества для руководителя не является основной, а одной из, то нет возможности и ресурсов, часто и заинтересованности развивать компетентность в этом направлении. Поскольку результат функционирования системы качества определяют принимаемые решения на основе знаний и опыта, мы поддерживаем назначение такого централизованного ответственного за СМК в организации. С нашим мнением согласны многие организации, свидетельством тому является самый большой спрос на наши программы обучения Директор по качеству или Директор по качеству пищевого производства.

Второй важный аргумент – это координация всех совместных работ по системе менеджмента, например, по рассмотрению рекламаций и внутренних несоответствий, по анализу системы менеджмента, по внутренним и внешним аудитам, по планированию, то есть определению приоритетных направлений по улучшению. Представитель руководства по качеству часто руководит и стандартизацией, разрабатывает, согласует общие процедуры по системе управления.

Подводя итоги, наша организация поддерживает функции и полномочия (!!! важно) представителя руководства по качества. Его профессионализм, ответственность и систематичность помогают создать и поддерживать работающую систему управления качеством.

Академия ТМС РУС

Обучения по системе менеджмента качества

akd@tms-cs.ru