Рабочие инструкции: зачем?

Рабочие инструкции представляют собой документ, который содержит основные указания и требования по выполнению определенного рабочего процесса или задания. Они играют важную роль в организации труда, помогают обеспечить результат, эффективность и безопасность процесса, поэтому наличие рабочих инструкций – частое требований и стандартов на системы менеджмента, и требование клиентов.

Зачем это нужно?

Основная цель рабочих инструкций – обеспечить единообразие выполнения работы сотрудниками, снизить вероятность ошибок и несчастных случаев, повысить качество выполняемых задач, обеспечить воспроизводимость процессов. Нам часто задают вопрос: зачем нужны рабочие инструкции, если есть, например, должностные?

Рабочие инструкции: зачем?

Или есть инструкции по эксплуатации оборудования?

На самом деле ни должностная инструкция, ни инструкция по эксплуатации оборудования не заменяют рабочие инструкции. Рабочие инструкции намного более детальны, чем должностные; содержат адаптированную информацию о порядке осуществления процесса, об ответственности и взаимодействиях в рамках выполнения деятельности (этого нет в инструкциях об эксплуатациях). Ну а то, что рабочие инструкции необходимы, можно легко понять по различного рода вывескам и указаниям.

Рабочие инструкции: зачем?

Что включить в содержание инструкции?

Создание эффективной рабочей инструкции – это  не очень простая задача. Сразу отметим, что рабочие инструкции обладают не только практической, но и юридической значимостью. Они могут быть основой для урегулирования правовых отношений между работодателем и работником, а также помогают защитить интересы организации в случае возникновения конфликтов или споров. Поэтому важно, чтобы рабочие инструкции соответствовали требованиям законодательства.

Чтобы рабочие инструкции были работающими, следует учитывать при их разработке хорошо зарекомендовавшие себя практики:

  • Указывать цель рабочей инструкции и производственной операции. Всегда помним о том, что осознанное выполнение работы – это снижение преднамеренных ошибок;
  • Описывать необходимые действия максимально просто, сопровождать картинками. Это помогает понять и запомнить действия. Инструкции должны быть составлены таким образом, чтобы их мог понять и выполнить любой сотрудник, независимо от уровня квалификации;
  • Регламентировать операции в требуемой последовательности, указывать на точки контроля, коммуникации, точки ведения производственной документации, правила безопасности;
  • Регламентировать порядок действий при отклонениях процесса либо определять контакты для экстренной коммуникации в случае отклонений.

Чтобы рабочие инструкции были более эффективными, их следует регулярно обновлять и совершенствовать с учетом обратной связи от работников и опыта выполнения задач.

Непосредственное обучение сотрудников работе с рабочими инструкциями также играет важную роль. И для работающей практики лучше не использовать самообучение, а проводить мини-тренинги с целью дать объяснения сотрудникам по поводу содержания инструкций, продемонстрировать способы выполнения задач и предоставить возможность задать вопросы для лучшего понимания. Некоторые компании используют тесты по рабочим инструкциям, результаты которых позволяют оценить способность сотрудника работать самостоятельно, без наставника.

Рабочие инструкции: зачем?

Внедряйте рабочие инструкции в практику, они хорошо поддерживают сотрудников при выполнении операций!

Академия ТМС РУС

akd@tms-cs.ru