Зачем в реальности нужна интегрированная система менеджмента?

Интегрированной системой менеджмента называют согласно определению систему менеджмента, которая соответствует требованиям 2-х и более стандартов. Часто это стандарты на систему менеджмента качества ISO 9001, систему экологического менеджмента ISO 14001, систему менеджмента охраны здоровья и безопасности труда ISO 45001.

В реальности интегрированная система менеджмента есть уже в каждой организации, так как система менеджмента всегда соответствует (ну, или должна соответствовать) очень различным требованиям, стандартам, нормативно-правовым актам. Бухгалтерия следует налоговому законодательству, отдел кадров выполняет требования Трудового кодекса. Даже если в организации не реализованы требования  ISO 14001, ISO 45001 все равно осуществляется деятельность в соответствие с законодательством в областях охраны окружающей среды и охраны труда.

Зачем в реальности нужна интегрированная система менеджмента? 

Новые дополнения по учету требований по изменению климата согласно резолюции ISO включены во все стандарты с требованиями на системы менеджмента, хотя вопросы изменения климата относятся точно к мероприятиям по улучшению экологического менеджмента.

Мы уже неоднократно говорили, что без интегрированной системы менеджмента (далее: ИСМ) в реальности не обойтись, что разделение на области применения искусственные и касаются больше процессов сертификации (смотрите наш Открытый урок,

Объединение процедуры сертификации на соответствие различным стандартам позволяет снизить затраты на сертификацию, снизить время пребывания аудиторов в организации. Преимуществ от реализации интегрированной системы менеджмента в реальности намного больше. Приведем примеры:

  1. Упорядоченность в процессах соблюдения требований законодательства. И в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности, пожарной безопасности, и в области информационной безопасности полезно иметь работающие и документированные процессы, которые на постоянной основе ( не на эпизодической, от проверки к проверке) обеспечивают, как минимум, знание, что требуется законодательством, как максимум, соблюдение всех требований.
  2. Применение интегрированной системы менеджмента помогает организации создать благоприятное рабочее окружение и улучшить взаимодействие между отделами компании. В реальности будет странно выглядеть ситуация, когда новые сотрудники для работы в одних отделах будут проходить адаптацию, оцениваться и получать обратную связь, а для других отделов новый персонал останется без внмиания.
  3. Балансирование интересов. Благодаря единым стандартам управления, сотрудники легче понимают цели и задачи компании, свою роль в достижении общих целей, а также вовлечены в гармоничное выполнение задач, где учитываются интересы многих заинтересованных сторон. Вспомните, сколько раз Вы слышали рассказы коллег о местах работы, где было «руководству наплевать на сотрудников» или «всё равно, что скажет клиент, главное продать». Внедрение ИСМ создает единую корпоративную культуру, основанную на принципах качества, безопасности и заботы об окружающей среде, заботы об интеллектуальной собственности, безопасности продукта. Это позволяет организации укреплять свою репутацию, привлекать и удерживать талантливых сотрудников (чрезвычайно важно в настоящее время и последующие года!), а также развивать долгосрочные партнерства с клиентами и поставщиками.

  1. Внедрение процесса постоянного улучшения. Тот процесс, ради которого вообще создается система менеджмента, распространяется на все подразделения, на все процедуры мониторинга. Например, есть экологическая отчетность по выбросам, есть штрафы за несоблюдение, а дальше уже и анализ причин, и проработка технических и организационных мероприятий по устранению причин несоответствий.
  2. Еще одним важным аспектом интегрированной системы менеджмента является возможность более эффективного использования ресурсов организации. Совмещение процессов управления качеством, безопасностью труда и охраной окружающей среды позволяет снижать издержки, оптимизировать рабочие процессы и повышать производительность труда. Мы знаем, что очень многие компании внедрили проектные офисы, направленные на развитие улучшений. Если коллектив проектного офиса будет работать в общих интересах, иметь компетенции, предлагать решения с учетом многих аспектов деятельности (увеличение прибыли, автоматизация, безопасность и пр.), можно будет реализовать гораздо больше улучшений.

Таким образом, интегрированная система менеджмента уже есть в каждой организации. Вопрос стоит только в том, реализуются ли процессы в ответственности различных участников компании согласно требований систем менеджмента. Мы рекомендуем распространять подходы на всех, а вот области сертификации продумывать отдельно.

Ждем всех на обучение по интегрированной системе менеджмента в Академии ТМС РУС.

akd@tms-cs.ru