Постановка целей – важный инструмент планирования для организации, процесса и сотрудника. Цели – обязательное требование каждой системы менеджмента. Два основных вопроса, с которыми мы сталкиваемся в практике, это:
-
Откуда брать цели? Чем цели отличаются от KPI?
Про показатели можно почитать в нашей статье здесь. Цели отличаются от показателей тем, что практически всегда не бывают постоянными, они характеризуют какой-то прорыв, проект на улучшение, которые позволяют реализовать стратегические направления организации. Для выполнения показателей не требуется дополнительных ресурсов, придумывания мероприятий; показатели помогают управлять уже установленными процессами. Цели, так как направлены на достижение прорывного улучшения (часто нового целевого значения показателя) требуют разработки программы мероприятий, промежуточного мониторинга, определения ответственных и пр.
-
Кто должен предлагать цели, руководитель или ответственный за процесс?
На конференции по результатам обучения по системе менеджмента качества наша участница рассказала о том, что свои цели она всегда формирует сама.
Прослушайте фрагмент рассказа:
На самом деле, идеального правильного подхода к постановке целей не существуют. Постановка целей сверху вниз предполагает определение общей стратегической цели организации, а затем развертывание ее на более конкретные и измеримые подцели для соответствующего функционального подразделения. Этот подход позволяет обеспечить единообразие в стратегическом направлении и координацию деятельности различных участников. Каждый сотрудник знает, какие задачи ему необходимо выполнить, чтобы достичь общей цели.
Подход постановки целей снизу вверх начинается с инициативы ответственного за отдельный процесс. В этом подходе участники организации задают свои цели в соответствии с их ролями и обязанностями. Например, отдел кадров ставит себе задачу ускорить подбор персонала, отдел снабжения определяет важным согласовать с поставщиками изменение цен не чаще чем 1 раз в 3 месяца и так далее. Этот подход обеспечивает большую вовлеченность и мотивацию участников, поскольку они видят прямую связь между своими целями и функционалом.
Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки, и выбор между ними зависит от различных факторов, таких как размер и сложность проекта или организации, уровень информации и уровень участия сотрудников. Для малых организаций, которые не реализуют уровень стратегического планирования, постановка целей снизу вверх может быть более результативной, так как обеспечивает постоянное улучшение каждого процесса. В то же время, для крупных организаций или проектов, где требуется обеспечение координации деятельности между множеством отделов или участников, постановка целей от руководителей должна быть реализована в обязательном порядке иначе возникнет дисбаланс. Например, руководство компании будет заниматься вопросами расширения производства, подбором участка для новой производственной площадки, а отдел кадров вместо того, чтобы формировать стратегию подбора и подготовки персонала для новой площадки, может заниматься актуализацией локально-нормативных актов.
Академия ТМС РУС
info@tms-cs.ru