ISO 45001. Значимость консультаций с работниками

ISO 45001, как стандарт с требованиями к системе менеджмента, определяет лучшие практики для управления процессами, направленными на охрану здоровье и безопасность труда. Одним из требований стандарта ISO 45001 является требование по проведению консультаций с работниками, обеспечить участие в улучшении системы менеджмента.

В этой статье мы рассмотрим, почему это требование имеет особое значение и как оно может помочь организациям управлять профессиональными рисками.

  1. Более активное участие работников=согласие выполнять установленные требования ISO 45001

Одним из главных преимуществ консультаций с работниками является их более активное участие в процессе управления охраной труда. Консультации позволяют работникам предлагать свои идеи, комментировать и предлагать изменения в существующих подходах. Это способствует повышению уровня информированности работников о вопросах безопасности и созданию более безопасной рабочей среды и к реализации очень интересного аспекта психологии: сам предложил, сам согласовал, теперь следует выполнять.

  1. Обнаружение и устранение потенциальных опасностей

Первый пункт очень важный, но основная задача стандарта ISO 45001 и требования по проведению консультаций с работками – это получение нерассказанной, недокументированной ценной информации о потенциальных опасностях при выполнении различного рода операций. Попробуйте ответить себе на вопрос, чтобы Вы рассказали своим близким о том, на что обращать внимания, чего остерегаться, выполняя производственную деятельность. Работники, работая в конкретной среде каждый день, имеют возможность заметить такие факторы, о которых может и не подумать управленческий персонал. Консультации в системе менеджмента согласно ISO 45001 являются эффективным инструментом для выявления проблем и поиск решений, что помогает организации видеть невидимое, устранять все важные опасности и добиваться непрерывного улучшения системы управления охраной труда.

  1. Разработка более результативных процедур

Логическим продолжением второго пункта является участие работников в предупреждении рисков через создание более детальных и понятных процедур системы управления охраной здоровья и безопасности труда.

  1. Улучшение коммуникации и корпоративной культуры

Консультации с работниками способствуют улучшению коммуникации в организации в целом. Они создают доверительные отношения между работниками и руководством, что способствует обмену опытом и повышению уровня осведомленности, развитию культуры безопасности.

В рамках нашего обучения по ISO 45001, по программе «Интегрированная система менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018. Требования и практика внедрения» мы рассказываем о разнообразных практиках реализации данного требования. Недавно в процессе завершающей сессии участница нашего обучения задала очень интересный вопрос по консультациям с работниками, предлагаем его прослушать (публикуется с разрешения Инны Б.):

Конечно, наш ответ на этот вопрос в первую очередь направлен на создание работающего процесса вовлечения работников. Можно рассмотреть предложенные лектором на обучении или другие похожие варианты, например:

  • установить часы приема работников у руководителя (А будет ли кто-то ходить и использовать для обмена мнения по безопасности труда?);
  • установить ящики для подачи идей или внедрить более современный способ передачи фото и комментариев в чат в мессенджере (Опять же вопрос, на каком уровне развития мотивации сейчас находятся работники? Считают ли они информирование важным?).

Если консультирование с работниками не практиковалось до внедрения ISO 45001, то более работающим вариантом на старте будет проактивное мероприятие, например, совместное проведение идентификации опасностей и оценки рисков, совместные обсуждения и решения по первоочередным мерам безопасности.

А когда функционирует правильный процесс, легко придумать, какие подтверждения предусмотреть, какие свидетельства представить, например, на сертификационном аудите ISO 45001.

Академия ТМС РУС

akd@tms-cs.ru