У вас есть номера партии продукции? Если есть, как он формируется? Какой номер появится для первой партии в январе?
Рассмотрим в данной статье отдельные аспекты нумерации партий.
Начнем с главного:
- Для потребителя номер партии продукции не играет никакой роли. Для потребителя важна дата, до которой:
- безопасно использовать продукт;
- можно обменять продукт на другой;
- можно пользоваться услугами по гарантии, сервису;
- можно получить какие-либо бонусы за покупку и пр.
Обычно это даты срока годности, покупки, производства.
- Номер партии продукции важен для регуляторных /надзорных органов и производителя для целей прослеживаемости, на основе которой реализуются последующие действия.
А теперь об аспектах, которые необходимо обдумать:
- Прослеживаемость -это возможность проследить историю создания продукта, то есть, чтобы понимать: кто, когда, на каком оборудовании, из каких материалов, в какой период времени, с какими критериями качества произвел продукт. Но это ведь не единственная информация, которая доступна для прослеживаемости. Можно создать прослеживаемость по любой информации.
Вывод: Вместе с продумыванием номеров партии продукции следует определить необходимую информацию, а далее, соответственно, необходимые методы регистрации информации для прослеживаемости
- Номер партии продукции – не единственный вариант обеспечения прослеживаемости, аналогичную роль может выполнять, например, дата производства. Следует оценить, насколько дата производства для выпущенной продукции является уникальной и выполняет функции прослеживаемости. На основании этого анализа, а также требований применимых нормативно-правовых актов принять решение, требуется ли введение нумерации партий дополнительно к дате производства партии. Есть и обратный вариант: дата производства (месяц производства) может быть закодирована в номере партии продукции.
- Номер партии продукции может каждый год обновляться, а может и нет, если это имеет риск для прослеживаемости. Например, если компания производит одинаковый продукт, срок годности, гарантийный срок хранения которого более, чем 1 год, может возникнуть ситуация, когда потребуется расследовать процессы по партии продукции, где необходимо будет разбираться в годе производства. В дополнение к этой же теме рекомендуем подумать о том, следует ли вводить дополнительную информацию при производстве партии продукции в разные дни или даже разными сменами, с использованием различных материалов и пр.
Вывод: Следует определить формат нумерации партий продукции таким образом, чтобы он вместе с другой информацией на продукте (наименование, дизайн, дата производства, информация на упаковке и пр.) однозначно мог быть соотнесен до конкретной информации, которая должна быть прослежена.
- Нанесение информации на продукт должно быть сделано таким способом, чтобы информация сохранялась читаемой на весь жизненный цикл продукта, в течение которого эта информация может потребоваться.
- Прослеживаемость может быть разной: обратной – до поставщика, прямой – до покупателей. В первом случае номер партии продукции позволяет расследовать источники каки-либо несоответствий у поставщиков, второй случай позволяет отзывать с рынка, либо проводить необходимые действия у получателей в случае выявления опять же каких-либо недостатков в продукте.
Вывод: Следует определить, какая прослеживаемость по номеру партии должна быть внедрена в Вашей организации: только обратная, только прямая или оба варианта.
Как правильно организовать производство и контроль качества продукции мы рассказываем на наших обучениях по менеджменту, в том числе, на программах повышения квалификации для Руководителя производства, для Директора по качеству.
Обучайтесь с пользой и удовольствием!
Академия ТМС РУС
akd@tms-cs.ru