Техническое обслуживание – значимая деятельность в системе управления, часто выделяется как отдельный процесс организации, который тщательно планируется, отслеживается по установленным показателям.
Почему это важно?
Важность технического обслуживания заключается в следующем:
- Обеспечение бесперебойности работы. Высокая доступность и надежность оборудования являются ключевыми факторами в успешной деятельности организации. Управление техническим обслуживанием через процесс, системный подход позволяет проактивно управлять рисками и минимизировать возможные проблемы, связанные с отказами систем или неполадками.
- Второй равнозначный по важности фактор – это оптимизация ресурсов. Эффективный процесс технического обслуживания позволяет достигать бесперебойной работы оборудования наименьшими затратами, например, создавая только необходимые запасы расходных материалов, проводя техническое обслуживание в рациональном объеме, без задержек сдачи его в эксплуатацию.
- Фактор 3 – это поддержка бизнес-процессов. Да, техническое обслуживание выполняет роль значимого, но вспомогательного процесса. Реализация процессов поддержки согласуется в обязательном порядке с внутренними потребителями, бизнес-целями и операционными потребностями организации.
- Управление изменениями. Добавим в факторы значимости и участие процесса технического обслуживания в изменениях организации, так как опять же в большинстве случаев важные изменения компании связаны с повышением продуктивности, производительности, с выводом на рынок новых продуктов, новых технологий. Все перечисленные области улучшений связаны с оборудованием, которое необходимо также правильно спланировать, ввести в эксплуатацию, а далее- правильно реализовывать техническое обслуживание. Это позволяет минимизировать риски и негативные последствия при реализации проекта в целом.
Как выстроить правильное техническое обслуживание?
В программу обучения техническому обслуживанию Академии ТМС РУС мы, как и в каждой программе, включили основную задачу – создать работающий процесс. А это:
- Четкое детальное планирование с учетом рисков процесса и машин;
Результатами планирования обслуживания оборудования являются: четкий график для каждого типа или единицы оборудования, основанный на рекомендациях производителя, особенностях функционирования конкретной машины и аспектах эксплуатации в вашей организации; четкие программы обслуживания, включая определение мер безопасности при осуществлении работ; запасные части и инструменты; решения по ответственности за процесс и компетенциям персонала; решения по документированию процесса технического обслуживания. На эффективность процесса будет влиять и организация работ, рабочих постов по обслуживанию (бережливое производство). Эти правила необходимо также создать, протестировать на этапе планирования.
- Реализация технического обслуживания без возникновения человеческих факторов, отступлений от требований;
На этапе реализации требуется выполнение всего ранее спланированного. Работающий процесс технического обслуживания – это не процесс ради процесса, ради отработки спланированных часов на обслуживание. Хорошими практиками являются обучение персонала, сбор и анализ данных по состоянию оборудования, ведение подробной документации о проведенных проверках, обслуживании и ремонтах оборудования. Так как на этапе реализации случаются и аварийные случаи, то для области работы с несоответствиями потребуются знания и компетенции по анализу причин несоответствий и корректирующим действиям.
- Мониторинг и улучшение процесса, если он не дает плановых результатов или есть отрицательные тенденции.
Для измерения результативности процесса управления инфраструктурой могут использоваться различные показатели, в том числе:
- Доступность и надежность систем. Этот показатель отражает процент времени, когда системы и сервисы были доступны и функционировали без сбоев.
- Время восстановления после сбоев. Этот показатель измеряет время, необходимое для восстановления работы системы после сбоя или отказа. Более короткое время восстановления указывает на более эффективное техническое обслуживание и способность быстро возвращать систему в работоспособное состояние.
- Затраты на процесс. Этот показатель отражает затраты, связанные с поддержкой и обслуживанием инфраструктуры. Эффективное использование ресурсов должно помогать сокращать затраты и улучшать финансовую эффективность организации.
- Уровень удовлетворенности пользователей. Этот показатель измеряет уровень удовлетворенности пользователей в отношении качества проведенных работ по техническому обслуживанию. Важный показатель, так как даже если инженерная служба уверена в качестве своих работ, не обязательно это мнение поддерживается пользователями инфраструктуры, отражает полное выполнение их требований и ожиданий.
Рассмотренные выше показатели являются общими, подходят каждой организации. В показатели процесса технического обслуживания можно взять все вышеперечисленные, а можно установить свои специфичные, так как каждая организация имеет свои критические моменты и риски.
Хотите получить еще больше полезной информации и примеров?
Приходите на обучение техническому обслуживанию Академии ТМС РУС. Наше обучение как раз про системный подход и лучшие практики для того, чтобы обеспечить не только бесперебойную работу оборудования и систем, но и эффективность всего процесса.
Академия ТМС РУС
info@tms-cs.ru