Основные практики по гигиене персонала

Все и так много говорят про гигиену персонала. Требования к гигиене персонала – не только требования добровольных международных стандартов (ISO 22000, ISO 22716, GMP, HACCP), но и в каждой стране являются обязательными для предприятий-производителей пищевой, фармацевтической, косметической продукции. Тем не менее, практически в каждом аудите, внутреннем обходе в этой области выявляются нарушения. Почти всегда основными причинами получения претензии является несоблюдение личной гигиены персонала.

Всё это приводит к развитию большого количества практик систем менеджмента, которые должны «закрыть» вопрос к гигиены. Какие практикуются решения?

  1. Детализированные правила в каждой области. Они обычно охватывают:
  • Мытье и дезинфекция рук: как, чем, когда;
  • Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ). Персонал должен правильно использовать СИЗ, такие как перчатки, маски, защитные очки и т.д., при выполнении работ, которые могут потенциально привести к контакту с опасными веществами или инфекциями.
  • Личная гигиена. Смена одежды, уход за ногтями, волосами и пр.
  • Поведение персонала: как безопасно осуществлять рабочие операции
  1. Технические. Санпропускник – один из примеров. Не помоешь руки- не пройдешь.
  2. Контрольные. Оценка внешнего вида сотрудников мастером/руководителем цеха. Оценка машинным зрением / искусственным интеллектом. Гигиенические проверки и аудиты.
  3. Просветительские. Обучение новых сотрудников, переобучение «старых», периодическое повторение требований к гигиене персонала с обязательной оценкой результативности.

В своем обучении мы также оцениваем знания участников после прохождения программы обучения. В видео ниже приводим фрагмент ответа участницы нашего семинара.

Есть положительные моменты – усвоены основные источники загрязнений от персонала. Есть момент, который мы еще раз  и подробно обсудили. Если сотрудник требования по гигиене персонала понимает только как риск получения претензий, то этого недостаточно для осведомленности и ответственного отношения. В какой-то момент, когда сотрудник примет решение не продолжать работать на предприятии, он может пренебрежительно относиться к соблюдению требований гигиены, так как ему уже всё равно, придут рекламации или нет. Этот пример наглядно демонстрирует недостатки письменных тестов как метода оценки результативности обучающих мероприятий и информированности персонала в целом. Для успешности применения правил важно быть синхронными в понимании ответа на вопрос:

«А зачем мы на предприятии занимаемся гигиеной?»

Академия ТМС РУС

akd@tms-cs.ru