Методика 8D через диалоги наших проектов

Методика 8D (Eight Disciplines) — это системный подход к решению проблем, который используется для анализа, устранения и предотвращения проблем как в производственных организациях, так и в организациях, оказывающих услуги. Метод разработан в автомобильной промышленности, но сейчас уже и широко применяется во многих отраслях.

Методика 8D через диалоги наших проектов

Основные шаги методики 8D – это:

  1. Формирование команды, в которую подбираются эксперты, которые могут полностью понять проблему и предложить эффективное решение.
  2. Описание проблемы четко и конкретно, чтобы все члены команды полностью понимали ее характер, условия возникновения и последствия.
  3. Принятие срочных мер, чтобы предотвратить дальнейшее распространение проблемы и минимизировать ее воздействие на процессы, производимые продукты.
  4. Исследование причин. Самый масштабный этап методики 8D, для которого разработано большое количество аналитических инструментов.
  5. Разработка действий, направленных на устранение выявленных причин проблемы. Эти меры могут включать в себя изменение процессов, обучение сотрудников, внедрение новых технологий и так далее
  6. Детализация, планирование и реализация корректирующих мер.
  7. Проверка эффективности, оценка отсутствия повторения проблемы, которую решали методом 8D.
  8. Завершение ситуации, признание успеха в решении проблемы, сохранение опыта.

Выбор и последовательность шагов методики 8D не случайны. На практике именно эти в этих действиях допускаются ошибки, которые приводят к тому, что организации продолжают иметь дело с непроходящими проблемами.

Давайте рассмотрим примеры диалогов с наших проектов, а также возможности методики 8D для решения проблем.

Ситуация 1: В чем причина?

Для начала описываем ситуацию организации, которая предоставляет санаторно-оздоровительные услуги. Клиенты жалуются на неработающие краны, сливы.

Диалог 1, который состоялся у аудитора с руководителем технической службы:

Вопрос аудитора: «Почему так много записей о выходе из строя сантехнической арматуры?»

Ответ: «Запорная арматура в номерах гостиницы часто выходит из строя потому, что обслуживающий персонал начищает их ксилитом и забывает смывать.»

Диалог 2 (обслуживающий персонал):

Вопрос аудитора: «Как Вы пользуетесь вспомогательными материалами для очистки запорной арматуры в номерах гостиницы?»

Ответ: «Мы используем ксилит, после чего тщательно смываем и протираем краны и смесители. Они выходят из строя, так как куплены самые дешевые и «никель слазит».

Эта история описывает распространенную ситуацию, когда руководитель подразделения не признает причины проблемы в зоне своей ответственности, ищет виновных в другом процессе.

Другая ошибка — это поверхностное рассмотрение причины возникающей проблемы. Рассмотрим следующую ситуацию.

Ситуация 2: В чем первопричина?

Диалог состоялся на производственном предприятии.

Вопрос аудитора: «Почему оборудование залито маслом?»

Инженер: «Порвало прокладку на трубопроводе.»

Аудитор: «Почему порвало прокладку?»

Инженер: «Видимо, от сильной вибрации трубопровода.»

Аудитор: «Почему трубопровод «сильно» вибрировал?»

Инженер: «Трясло сильно погружной насос.»

Аудитор: «Почему же трясло погружной насос?»

Инженер: «Подшипник рассыпался.»

Аудитор: «Почему эксплуатировался дефектный насос?»

Инженер: «Ну, бывает, что оборудование «до здоха» работает.»

Каждая стадия этого диалога требует осмысления и решений. Действительно ли прокладка повреждена из-за вибрации? Действительно ли была вибрация насоса по причине развала подшипника? Турбина насоса могла «сама развалить» подшипник в случае дисбаланса. Почему допускается работа неисправного оборудования, что утяжеляет последствия аварии и значительно повышает стоимость ремонтов? Методика 8D побуждает детально расследовать не только причины в разных областях, но и первопричины идентифицированной проблемы.

Последний наш пример посвящен, конечно, применяемым методам решения проблем.

Ситуация 3: Причина в зарплате?

В большинстве случаев компании не решают проблему, так как классифицируют ее сразу в «нерешаемую». Первопричина- это недостаточная оплата труда. Примеров по этой ситуации так много, что мы решили привести в качестве примеров не диалоги, а фрагменты комментариев к практическим работам нашего обучения 8D, а также выдержки из самих отчетов по методике 8D.

Методика 8D через диалоги наших проектов

Методика 8D через диалоги наших проектов

Ситуация 4: Как работаете с несоответствиями?

Диалог 1 (коммерческая служба):

Вопрос аудитора: «Можете привести примеры, как вы разбираетесь с несоответствиями?»

Ответ: «Вижу у одного сотрудника падает процент выполнения плана. Выгнал. Мало рекламировал свои услуги, мало суетился».

Диалог 2 (техническая служба):

Вопрос аудитора: «Вы можете привести примеры, когда не просто устраняли дефекты, а вникали и разобрались в причинах этого явления?»

Ответ: «Смотрю как-то на огромную кучу испорченных душевых шлангов и думаю. Интересно, почему такая огромная куча?  Обратил внимание, что все шланги – короткие!!!  Вот думаю, богатые люди, обычно, большие и высокие. Утром принимают душ и дергают без меры короткие шланги. Вот они и рвутся! Начали закупать длинные шланги – и проблема была решена!».

Необходимо признать, что речь в описанной ситуации действительно идет о корректирующем мероприятии, как и предполагает шаг 5 методики 8D. Однако, решение в ситуации определено случайно. Такой анализ должен проводиться для возникающих проблем на регулярной основе, должен быть пригодным для решения проблем с продуктами и услугами.

Методика 8D обеспечивает структурированный и дисциплинированный подход к решению проблем, позволяя командам эффективно и систематически обрабатывать сложные ситуации и предотвращать их повторное возникновение в будущем. Академия ТМС приглашает всех желающих на очное обучение и обучение в онлайн-школе по методике 8D!

Академия ТМС РУС

info@tms-cs.ru