Измеримая цель

Что такое измеримая цель? Зачем она нужна и как сделать цель измеримой? Рассмотрим много примеров, определим алгоритм разработки измеримых целей, поделимся дополнительными подсказками.

Пожалуй, самая легкая часть в этой теме – это ответ на вопрос

  1. Что такое измеримая цель?

Примеров неизмеримых целей в практике огромное количество, обнаружить их очень легко, задав вопрос: А как можно убедиться в достижении или в тенденции достижении поставленной цели?

Измеримая цель

В первом нашем примере все цели неизмеримые. Непонятно что будет подтверждать, что улучшено качество ремонтов или оформление проектной документации.

Измеримая цель – это цель, дополненная показателем, который можно посчитать. Например, качество ремонтов можно оценить по повторным поломкам, оформление документации – по замечаниям к оформлению в результате внутреннего контроля или по замечаниям заказчиков.

Рассуждения об измеримости целей приводят нас к важным следующим вопросам:

А зачем организации повышать качество оформления документации, культуру производства? Настоящие ли это цели? Поэтому наш вопрос № 2 в этой статье звучит:

  1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛЬНАЯ ЦЕЛЬ И КАК ФОРМУЛИРОВАТЬ ИЗМЕРИМУЮ ЦЕЛЬ?

Организация должна быть успешной. Как вам такой вариант цели? Наверное, нет такой организации, кто будет ее отрицать. Можем взять это определение как отправную точку. А далее только расшифровывать и добавлять деталей в индивидуальном порядке для каждой организации.

Что означает «быть успешной»?

Успех – это, например:

  • Иметь прибыль
  • Иметь стабильный коллектив профессионалов
  • Быть инновационной компанией, на которую равняются предприятия отрасли или области
  • Иметь положительную репутацию на рынке
  • Иметь много постоянных довольных клиентов
  • Быть самым привлекательным работодателем
  • Быть компанией-производителем с самыми современными технологиями
  • Быть компанией с широкой сетью филиалов

Сразу обращаем внимание, что не для всех компаний будут релевантны все перечисленные цели. Для нефтеперерабатывающего завода скорее не подходит цель по наличию филиальной сети, для небольшого производства по металлообработке не приоритетно быть передовой инновационной компанией.

Цели встречаются и другие, например, такие:

  • Не иметь долгов по налогам и заработной плате
  • Договориться с поставщиками основных материалов об отсрочке в оплате
  • Внедрить процесс технического контроля
  • Провести специальную оценку условий труда, закупить рабочую одежду и обувь для персонала
  • Привести в порядок и озеленить территорию возле производственных цехов
  • Привести в надлежащее санитарное состояние в соответствие с законодательством мясоперерабатывающий цех

Согласитесь, что такие цели меньше нравятся. Можно ли ставить себе такие цели? Конечно! Разные организации имеют разные реалии к настоящему моменту времени, определения «успешности» будут также отличаться. Более того, именно согласованные с реалиями цели – самые правильные. Если измеримая цель будет нереалистичной для конкретной организации, не будет энтузиазма ее выполнять ни у персонала, ни у руководителя.

Для постановки правильных, реалистичных, измеримых целей хорошо зарекомендовала себя технология SMART, где каждая буква означает характеристику цели, а именно:

S (Specific) – требует конкретики в постановке целей

M (Measurable) – измеримость

A (Achievable)- достижимость

R (Relevant) – согласованность

T (Time) – установление периода для реализации цели

Рассмотрим на примере:

Измеримая цель

Следующий вопрос:

  1. ЗАЧЕМ НУЖНА ИЗМЕРИМАЯ ЦЕЛЬ?

Зачем столько головоломок для определения успешности организации? Измеримая цель – это не только возможность иметь объективные факты успехов, неудач, но и основа для формирования программы достижения данной цели. Сравните три варианта:

Увеличить долю на рынке – увеличить долю рынка до 7% – увеличить долю рынка до 25%.

Первый вариант означает, что любое увеличение доли рынка – это успех, по факту может совсем и не быть успехом. Второй и третий варианты предполагают совсем различные действия и размеры инвестиций.

Еще несколько важных аспектов для функционирования измеримых целей не только на бумаге:

  1. ПРОВЕРЯЙТЕ, ЧТО ИЗМЕРИМАЯ ЦЕЛЬ – ЭТО ЦЕЛЬ, А НЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

Измеримая цель

Следующий наш пример демонстрирует измеримость, но измеримость не демонстрирует прогресс организации. Почему так? Потому что не определена исходная задача – зачем всё это планируется. Необходимо вернуться на шаг назад.

Цель намного легче сделать измеримой, так как в ней заложены отдельные аспекты успешности организации. А вот мероприятие можно оценить лишь по статусу «выполнено/ не выполнено», либо по выполненному объему, всех ли сотрудников обучили, много ли единиц оборудования отремонтировали. Как только замечаете проблемы с измеримостью, задайте вопрос, зачем это делается в вашей организации.

  1. НЕ ПУТАЙТЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЦЕССОВ И ЦЕЛИ!

Измеримая цель

В системах управления показатель процесса – это показатель, который демонстрирует, находится ли процесс в плановом режиме. А целью называют обычно те задачи, которые должны привести организацию к лучшей результативности, эффективности или продуктивности. Измеримая цель – это показатель выхода на новый уровень.

Первый пример измеримой цели (который мы привели в ответе на вопрос 2) – это получение прибыли. Сама по себе такая постановка цели как показатель прогресса подойдет только тем организациям, которые до текущего момента были убыточными, так как вообще-то получение прибыли – это постоянная задача. Продолжая идею улучшения в формулировки целей, для прибыльных организаций эту цель можно конкретизировать деталями:

  • Получить прибыль от реализации услуг ХХХ, продукции ХХХ
  • Получить прибыль в филиале ХХХ
  1. ИЗМЕРИМАЯ ЦЕЛЬ ДОЛЖНА МОТИВИРОВАТЬ (ЖЕЛАТЕЛЬНО КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН).

Измеримая цель

Что значит мотивировать? Например, четко демонстрировать улучшение, которое затрагивает ожидания от организации персонала, акционеров, покупателей. Цель не должна отображать текущие повседневные задачи, как в нашем примере.

  1. ЦЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ ИЗМЕРИМА ЧЕРЕЗ КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Измеримая цель

Качественные результаты – это индикаторы, не требующие математического измерения. Написали целую статью про то, что такое правильная измеримая цель, а в финале возвращаемся к разнообразию возможностей. Из всех перечисленных аспектов главный для цели – это ее наличие, движение организации к важным улучшениям. Если не всегда получается, а главное, не всегда стоит дополнять цель количественными показателями, требующими внедрения отдельной процедуры подсчёта, можно оставить цели с качественным измерением.

Еще один пример на эту тему приводим на следующем рисунке.

Измеримая цель

Желаем всех успехов с измеримыми целями!

Академия ТМС РУС

akd@tms-cs.ru